С помощью CRM-системы управления производством стал возможным контроль движения материальных потоков в нём, реализован также механизм контроля рецептур (калькуляций). Все процессы производства описаны и формализованы в рамках технологической карты. На основе формализованных маршрутов движения материальных ценностей в процессе производства применяется также учетный и контролирующий метод, а процесс подбора сырья автоматизирован с учетом складских запасов. Разработана функция оценки себестоимости, диспетчеризации производства, учет брака.
Изучая процесс управления производством, нужно понимать, что сам процесс производства в себя включает намного больше, чем просто производство продукции.
Потребителям оно всегда предоставляет не только продукцию, но и услугу. А
процесс переработки обозначает добавление ценности или каких-то преимуществ к ресурсу, который перерабатывается.
Наверное, это самое упрощенное определение понимания сути производства, но оно служит основой экономической модели изготовления продукции.
Схема процесса производства выглядит следующим образом:
одним из основных аспектов производства является преобразование ресурсов, приобретаемых предприятием, в товар, который затем с большим успехом продаётся потребителю. То есть, клиенты вашего предприятия считают более ценными ваши товары, по сравнению с конкурирующими. Поэтому производство можно рассматривать как процесс переработки, добавляющий ценность.
Что называется производственной деятельностью?
Целью предприятия является приём «на входе» факторов производства (затрат), переработка их, и «на выходе» выдача готовой продукции (результат). Это и называется производственной деятельностью.
Ресурсы «на входе» разделяют, как правило, на три категории:
— Исходные ресурсы.
Должны быть приобретены для функционирования процесса производства. В перечень таких ресурсов входят: люди, материалы, помещения, энергия, оборудование, знания сотрудников, новая информация и т.п.
— Заказы, поступившие от клиентов.
Самым ощутимым свидетельством потребностей потребителей, безусловно, являются их заказы. Потребности клиентов — важнейший ресурс, без которого бизнес просто не может существовать.
Процесс производства предназначается, чтобы отвечать определенным запросам потребителя и производить определенные типы товаров. Чем лучше вы адаптируете производство к потребностям потребителей, тем эффективнее будет идти процесс переработки.
— Ожидания (виды на будущее).
Их можно считать нематериальными исходными ресурсами, которые состоят из целого ряда источников. Свое мнение о производстве складывается у каждого, и каждый ожидает что-то от определенной продукции или услуги. Сотрудники предприятия вкладывают в него свои умения и знания, и видят в нём способ заработка на жизнь, а управляющие (руководство) воплощают свои ожидания в готовой продукции.
Но на этапе производства ожидания не заканчиваются. Агенты по сбыту воплощают свои ожидания в возможности выполнить любой заказ потребителя. А конструкторы, в возможности изготовить по их эскизам любую продукцию. Бухгалтеры предприятия желают, чтобы продукция приносила прибыль. А потребители хотят, чтобы продукция удовлетворяла их запросам качественно и своевременно. Из этого выходит, что мотивация на всех уровнях вашего бизнеса очень важна.
Детальнее о «процессе переработки»
Пассивная категория в системе производства — исходные ресурсы. Они перерабатываются в процессе производства в готовую продукцию. То есть, сам процесс переработки активен во всех смыслах. В него входят: ежедневные и долгосрочные решения, огромный объем различных видов деятельности, процессы и операции, управление людьми и временем их работы, а также различную деятельность по управлению, планированию, развитию и контролю производства.
Разные фирмы имеют совершенно разные ресурсы, процессы, готовую продукцию. Поэтому их деятельность можно разделить на следующие категории:
— производственная деятельность;
— введение и планирование стандартов качества;
— контроль и управление;
— организация и основные операции.
Важным остается тот факт, что ни одна из выделенных категорий деятельности не является независимой от других в производственном процессе. Но так как элементы производственного процесса взаимосвязаны, предприятию требуется квалифицированное управление.
Производство — это комплекс принятия решений, которое требует тщательного планирования.
Что же такое «готовая продукция»?
Продукция — основной выход производственного бизнеса. Но не только она. Мелкими производителями зачастую выполняются специальные заказы, удовлетворяющие желания клиента. Любой бизнес имеет больше шансов на получение заказов от клиентов, если он может помочь потребителю определить его запросы или же снизить затраты на оформление запросов, планов, задумок. Такая деятельность предприятия является «предоставлением услуг» и может быть для клиентов более ценной. Услуги потребителю могут продолжаться и дальше, например, после доставки: сборка, монтаж, обслуживание.
Готовая продукция производства всегда представляет собой определенный продукт, а услуга — это элемент, добавляющий ценность тому или иному продукту в глазах клиента.
Все процессы и функции вашего производства, для упрощенного контроля и слежения за ним, сводятся в управленческом учете.
Давайте вначале дадим определения, чтобы мы понимали, о чем говорим и какой смысл вкладываем в названия.
Продукция – это изделие, которое изготавливается по определенному технологическому процессу/карте по калькуляции из материала, полуфабрикатов и/или другой продукции и возможно с использованием услуг, к примеру, покраска изделия.
Технологический процесс – это процесс, который описывает последовательность действий, когда — материал/полуфабрикат/продукт в какой последовательности принимает участие в производстве.
Технологическая карта – это процесс прохождения материалов (полуфабрикатов, продуктов) по цепочке рабочих(его) мест(а)а и выполняемых операций с описанием особенностей и контролем качества работ.
Калькуляция — это состав/список (материалов, полуфабрикатов, продукции) в котором указано сколько идет в количественном исчислении (штуки, кг, метры и т.д.) единиц при производстве одной продукции. Причем это может исчисляться на тонну или на серию продукции, в зависимости от выбранной точности учета.
Материал – это вещество, которое имеет само по себе какую-то химическую структуру или вид, может быть жидким, твердым, сыпучим, газообразным. По форме тоже есть варианты – и листовой и бруски и фракционный и другие.
Фракция – это размер отдельного куска/кусочка от минимального до максимального. К примеру, есть гравий по фракции 20-45мм или песок с фракцией 0,5мм.
Полуфабрикат – это изделие, которое не может быть использовано само по себе и может тоже состоять из полуфабрикатов и материалов и услуг. И Полуфабрикат тоже имеет свой технологический процесс, карту и свою калькуляцию.
В нашей программе ведется учет производства по продукции, полуфабрикатам с использованием материалов согласно заполненным калькуляциям в карточках.
Система ведет четкий метод списания FIFO, что дает честную материальную себестоимость использованных материалов на одну единицу продукции/полуфабриката. В результате такого подхода получается правильный бухгалтерский учет стоимости изделия и имеется отличный механизм контроля учета материала на складах и на производстве.
А при использовании серийных номеров на продукции/полуфабрикатов/материалов можно увидеть полную цепочку всех партий/серий в количестве и в приходных ценах. Причем даже есть возможность полного контроля прохождения заказа от Покупателя до отгрузки с контролем на каждом этапе, и можно контролировать затраты (читать тут).
И даже есть: система ОТК, возможность вести аккордное начисление зарплаты на продукцию, можно учитывать — кто принимал участие в производстве, какое оборудование было использовано. И самое главное – это когда ОТК может не принять работу, если обнаружено отклонение от норм или есть брак и зафиксировать это в системе. А система может потом определить — как производственник выполнил свою работу.
Также можно планировать даты запуска заказа в производство, планировать закупку материала для заказа, видеть с помощью внутренней системой CRM (описание тут) утвержден ли чертеж/макет клиентом/конструкторским отделом или начальником производства.
С помощью CRM можно обмениваться различными вопросами, принимать заказы автоматически с сайта (читать тут), оповещать о готовности заказа, о проблемах и др., причем это все будет привязано под конкретный заказ, что дает вообще шикарную аналитику по точности и скорости работ на местах.
Отсутствуют информационные потери, все фиксируется в системе и межличностные отношения переводятся в плоскость фактов, что облегчает работу всей цепочки – от заказа покупателя до закупки нужного материала, согласования макетов/чертежей, сроков выполнения, ценообразования (читай тут), складского учета, логистики.
В самом документе производства происходит жесткая фиксация авторов, которые делают изменения в самом документе и указывают нормы списания.
Есть возможность контроля расхода по списанию материалов/продукции/полуфабрикатов по сравнению с эталонными значениями по выпуску продукции и это дает возможность оценить работу главного технолога (начальника производства, мастера участка).