Анализ АВС — это метод, который дает возможность классифицировать ресурсы фирмы или компании по степени их важности. Он применяется в производственной деятельности любого предприятия и является одним из методов рационализации.
В основе АВС-анализа положен принцип ПАРЕТО, по которому 80 % оборота дают 20 процентов всех товаров. Принцип Парето, по отношению к анализу АВС, может звучать как: контроль 20 процентов позиций даёт возможность на 80 % контролировать систему.
Расшифровывая анализ ABC как Activity Based Costing, многие путают его с ABC-методом, но это неправильно.
Итак, АВС-анализ наличия товаров можно провести разделив ассортимент на три категории:
— А — самые ценные, 20 процентов — ассортимента; 80 процентов — продаж;
— В — промежуточные, 30 процентов — ассортимента; 15 процентов — продаж;
— С — наименее ценные, 50 процентов — ассортимента; 5 процентов — продаж.
Количество групп, в зависимости от целей анализа, может быть произвольным, но, как правило, выделяется 3-5 групп.
По своей сути, ранжирование ассортимента товара по разным параметрам и есть анализ AВС. Таким образом можно ранжировать поставщиков, складские запасы, длительные периоды продаж и покупателей — словом всё, что имеет достаточно статистических данных. В результате анализа происходит группирование объектов по степени их влияния на общий итог.
Анализ ABC основан на принципе дисбаланса, при его проведении выстраивается график, в котором видна зависимость совокупного эффекта от объема элементов. Подобный график называется ABC-кривой, кривой Парето или кривой Лоренца. Позиции ассортимента группируются и ранжируются по результатам анализа.
Обычно ABC-анализ применяют для отслеживания определенных объёмов отгрузки тех или иных артикулов, частоты обращений к интересующим позициям ассортимента, а также, чтобы ранжировать клиентов по объёму сделанных заказов или количеству.
АВС-анализ проводится в следующем порядке:
— определяется цель анализа (зачем этот анализ вам нужен);
— по итогам анализа определяются действия (что нужно делать с полученными результатами);
— выбирается объект анализа (что нужно анализировать) и параметр (по какому признаку будет проходить анализ). Как правило анализируются товарные группы, поставщики, потребители, товарные категории и позиции с разными описаниями, измерениями;
— по убыванию значения параметра необходимо составить рейтинговый список объектов;
— от общей суммы параметров с накопительным итогом рассчитывается доля параметра. Она высчитывается суммированием параметра и суммы всех предыдущих параметров;
— выделяются группы А, В и С: выбранным объектам присваиваются значения групп.
Существует порядка десяти методов выделения групп. Самыми применяемыми из них являются: эмпирический метод, метод касательных, метод суммы.
В первом методе, эмпирическом, разделение объектов происходит в пропорции 80/15/5.
Доля объектов и их совокупная доля в методе суммы складываются в результате — то есть значение суммы располагается в диапазоне от 0 до 200 процентов. Выделяют группы так: группа А — 100 %, В — 45 %, С — оставшееся. Преимуществом этого метода считается его большая гибкость.
Но самым гибким из методов является метод касательных, в нём касательная проводится к кривой АВС и отделяет группу А, а после С.
Анализ «расходы — объем — прибыль» — инструмент контроля управленческого планирования. В его основе лежит взаимосвязь переменных и постоянных затрат, дохода, объема производства и прибыли.
Анализ позволяет найти самое выгодное соотношение между постоянными затратами, переменными затратами, объемом и ценой производства продукции и используется очень часто для планирования на краткие сроки и оценивания альтернативных решений.
Более этого, в процессе принятия большинства управленческих решений, которые касаются определения ассортимента изделий, которые выпускаются, объема производства, типа стратегии маркетинга и тому подобного, он является основным фактором. Анализ предполагает разделение переменных и постоянных затрат, и благодаря этому становится возможным определение нижних границ цены продукции или заказа, сопоставление прибыльности различных типов продукции, выбирать оптимальную технологию производства, определять точку безубыточности, запас прочности предприятия и делать выводы о некоторых других аспектах деятельности.
Анализ продаж товаров/услуг за период времени, причем могут браться различные параметры. Что же обычно анализируют?
Как обычно – прибыль с единицы товара/услуги. Если, к примеру, проанализировать по поставщику товара – то будет понятно насколько он будет интересен в дальнейшем. Если посмотреть на частоту подвоза товара и частоту продаж товара или сегмента– то можно увеличить прибыльность и контролировать затраты (читай тут).
Вы же будете знать, сколько и какого надо держать товара на складе. А в нашей программе есть такой отчет с различными показателями. Можно проанализировать: поставщика, покупателя, по маркетинговым событиям, по группам, акционным и не ликвидным товарам, производителям, менеджерам.
Смотреть отчет можно и в разрезе дня, недели, месяца и даже квартала, что дает наглядную и понятную картину по списку товара – да еще и количеством и прибылью. Благодаря такому отчету можно планировать затраты (читать тут). А при использовании контроля минимальных и неснижаемых остатков, к примеру, CRM (читать тут) известит отдел снабжения про необходимость подзаказать товар.
Если у Вас возникли вопросы – пишите, звоните – будем рады Вам помочь!